Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Category:

Про Владимира Сорокина

Пока есть несколько минут, хочу поделиться своими мыслями по поводу прочитанных мной произведений «порнографа и калоеда», как его принято величать в рядах «культурной» молодежи, Владимира Сорокина, в частности сборника рассказов «Первый субботник».

Впечатления неоднозначные, сборника рассказов конечно недостаточно, чтобы составить полноценное мнение об их авторе, но несколько выводов сделать, безусловно, можно.

Во-первых, я понимаю, что сегодня не осилю никакую крупную форму Владимира Сорокина. И это хорошо – теперь одним из писателей, которых надо бы знать, для меня лично стало меньше.

Во-вторых, чтение книг «порнографа и калоеда» Сорокина, как ни парадоксально, требует некой подготовки, я бы сказал начитанности. Потому что, на мой взгляд, Сорокин обладает неповторимым тонким чувством юмора, но шутки его находятся в тесной связи с пластом как советской, так и русской классической литературы. Есть вещи просто очень смешные.

В-третьих, Сорокин показал себя великолепным стилистом, потому что только в этом сборнике рассказов он использует несколько различных литературных стилей, использует легко и виртуозно. Именно на смешении стилей и построены многие сорокинские шутки.

В-четвертых, при всем вышесказанном я не отнес бы творчество Владимира Сорокина (в обозначенном объеме) собственно к литературе. Это скорее некие литературные опыты над формой и стилем. Кстати, уже потом в одном из интервью с Сорокиным я обнаружил высказанный им тезис о том, что он именно и занимался (до романа «Лед») экспериментами с формой. И надо сказать, на мой взгляд эксперименты эти действительно интересны.

Как и их результаты…

В-пятых, в силу вышесказанного, я скорее назвал бы эти произведения не рассказами, а «текстами», как их, если я не путаю, называет и сам Сорокин. Не только потому, что тексты Сорокина зачастую не обладают атрибутами рассказа, за исключением, разве что, краткости (например, сюжетностью, законченностью, той же самой стилистической целостностью и т.д.). Но и потому, что «рассказы» эти невозможно представить себе зачитываемыми вслух актерами, равно как и поставленными на сцене или положенными в основу кинематографических произведений. Это именно текст, индивидуальное специфическое обращение к читателю (не к зрителю или слушателю) посредством букв, связанных в слова и предложения.

Наконец, в-шестых, хоть я и не претендую на чрезмерную подготовку, мне все же кажется, что это, опять же в силу всего вышесказанного, скорее тексты для узкого круга не столько читателей, сколько людей пишущих, которые в своей повседневной работе вынуждены решать те же самые рутинные вопросы формы и стиля. И именно для них творчество Сорокина может быть представлено в форме этаких литературных анекдотов. Это профессиональный юмор, и юмор очень тонкий.

Вообще, как ни крути, автор оказался интересным, хоть и открывал я его с предубеждением. И интервью с ним также заслуживают внимания. С другой стороны не возьму на себя смелость рекомендовать его кому-либо - можно и лицо потерять.

P.S. И такая ремарочка в заключение. Проглотив буквально за день «Первый субботник», отчего-то очень захотелось Пушкина. Взял «Евгения Онегина», которого читаю с огромным удовольствием. Пушкин тоже оказался шутник еще тот. Уже только за возвращение к Пушкину я должен быть благодарен Владимиру Сорокину.
Tags: кино-вино-и-домино
Subscribe

  • Спящий и бдящий

  • Титры 2021

    Третий номерной альбом Студийного проекта "ТИТРЫ" под названием "Там, Где Мы Есть" на финишной прямой, во что не верил и не верит…

  • Вампиры средней полосы

    Досмотрел первый (и пока единственный) сезон отечественной драматической детективно-мистической саги "Вампиры средней полосы". Очень боялся, что это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments