Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Category:

"Груз 200"

Посмотрел только что "Груз 200" Балабанова. Перессказывать не буду - бессмысленно.

Назвать фильм хорошим язык не повернется (как не могут быть, скажем, удавшимися похороны). Но то, что Балабанов снял настоящее Кино, сомнений не вызывает.

Залез в интернет, пробежался по отзывам и ужаснулся: почти никто не хочет понимать, что фильм - как и большинство достойных произведений - является универсальной притчей, которая имеет отсылки именно к советской действительности весьма условные и далеко не все (хотя полностью отрицать социалистические исходники, разумеется, нельзя). Символизм "Груза 200" начинается с самых первых кадров, с заглавной фразы "Фильм основан на реальных событиях". Не смотрите на название Ленинск и беседы о научном коммунизме с профессором Ленинградского ВУЗа. Смотрите на маленький типичный промышлненный городок где-то в Государстве и споры о существовании Бога и души. В некоторых рецензиях пишут: "вот если бы это снимал Тарантино"... То есть люди вполне допускают перенос сюжета на почву западных демократий, пускай и в трэшевом варианте (то, что "Груз 200" итак трэш, прекрасно доказывается в рецензии №4 - эту и другие рецензии читайте, если уже посмотрели фильм или твердо знаете, что смотреть не будете). Достойна внимания и рецензия из "Афиша.ру" - она тоже довольно близко подходит к моему пониманию фильма. Хотя и не на 100%.

"Груз 200" - это фильм о власти вообще, о ее подавляющей силе, о трагических взаимоотношениях простого человека с государственной властью. И это, к сожалению, вечные темы (или сейчас не ведутся войны? или нет милицейского произвола? или нет секретарей обкомов, как бы они теперь не назывались? нет, я говорю не только о нашей стране, разве есть страны, где это не присутствует хотя бы в какой-то форме?). Каждый герой фильма - олицетворение или составляющей государственной машины власти, или еще более общих архетипов (военный, милиционер, бывший зэк, преподаватель научного коммунизма, вьетнамец-слуга, фарцовщик, секретарь обкома и его дочь - за каждым из героев стоит стереотип, существующий объективно вне фильма, равно как и сам созданный газетами и другими массмедиа образ лишь промелькнувшего в мировой и отечественной истории Черненковского СССР). Конечно, через советский "безбожный" 1984 год все это можно показать более выпукло, но социалистическая фактура - всего лишь глина, из которой, как мне представляется, авторы фильма вылепили что-то всеприменимое, абсолютное. Поскольку пока человечество не научилось создавать достаточно крупные общественные устройства, полностью лишенные пороков управления и свободные от подавления воли участников таких устройств.
Tags: кино-вино-и-домино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments