Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Category:

О клиповом мышлении



Так получилось, что два дня подряд я, включая телевизор, попадал на РУ-ТВ, где крутят совершенно незнакомый мне контент. Зная, что мне это в 99% случаев не понравится, я для расширения кругозора посмотрел три раза минут по двадцать эфир этого канала. Ну да, все, конечно, ужасно. И хотя собственно в Москве и мегаполисах потребителей такого продукта немного (не из-за вкуса, а из-за все того же стремления к вычурности и к "чему-то такому", подчас совсем не лучшему), но известно, что в целом по стране это очень даже едят. И вот что подумалось.

Понимая, что клиповое мышление - зло, я долго не мог понять, в чем конкретно это зло визуализируется. Я объяснял себе это тем, что в искусстве исчезнут большие формы, предполагающие постепенное и длительное погружение в них, например, романы. Но, во-первых, романы по-прежнему пишутся и издаются (мало хороших, но и всегда было мало хороших), а значит как-то читаются, во-вторых, есть такое "сериалы" - супермодный формат изложения историй, который тоже предполагает если не длительное погружение, то как минимум длительное сосуществование. Есть еще в-третьих, в-четвертых и т.д.

Но вот, что выходит из просмотра канала РУ-ТВ. Даже при условном сохранении форм, сами мысли, закладываемые в эти формы, стали короче. Вообще, очень короткими. Кроме того, что большинство песен написано на двух нотах - реально на двух нотах, вторая и третья ступени в миноре - (и это не самая большая беда: рок-н-рол пишется на одной ноте - на пониженной третьей в мажоре, правда там драйв), они состоят их постоянного повтора очень коротких мелодических фраз и очень короткой последовательности повторяющейся гармонии. Тексты я не анализирую, так как это поп-музыка, хотя и об это можно было бы поговорить. Вообще, наверное, между качеством текста и обслуживающей его музыкой (либо между качеством музыки и обслуживающим ее текстом) существует безусловная связь.

Если же мы обратимся к эталонным образцам советской популярной на грани народной песни, то в лучших образцах ее увидим очень сильно развитую мелодию. Для меня это прежде всего "Нежность" Пахмутовой. Я даже не говорю, что это за пределами двух нот. Это очень сложно развивающаяся мелодическая линия. А "Беловежская пуща"? По нынешним меркам песня записана так себе (это не в адрес "Песняров", а именно в адрес техники записи). Почему ее никто не перепоет? Она же фантастическая! Может, потому что запроса нет? Вы только представьте ее себе в исполнении, например, Queen. Особенно реприза в припеве, с выходов в верхний регистр. Да мы просто привыкли к ней. А ведь это мегахит мирового уровня! Что, у нас нет таких вокалистов и уж тем более музыкантов?

Такими были и многие песни Марка Минкова, и Алексея Рыбникова (может быть, не самые, кстати, популярные их песни - популярными стали попроще, но сложные все равно знали, любили и транслировали). Из закатной мелодической культуры я бы выделил Владимира Преснякова, особенно ранние его вещи, и Леонида Агутина, а конкретно песню "Я буду всегда с тобой" - изумительное по красоте длиннющее мелодическое построение. Есть несомненные попадания у Матвиенко, но он вынужден писать (или покупать?) очень много ширпотреба, так что блистательные удачи теряются в общем ворохе. Впрочем, его "Коня" можно назвать эталонным песенным произведением.

Вы скажете: да это топы, верхушки, лучшее! А сколько было всякого легонького и коротенького? Да, было. Но сейчас изменилась пропорция. Средний слушатель забывает начало длинной мелодии уже к ее середине, не то что к концу. Он системно приучен к другому. И потом, даже то, что пишется (музыканты продолжают сочинять очень разную, в том числе очень по-хорошему сложную музыку), попадает в ротацию очень выборочно.

Размышления на тему насколько человек с клиповым мышлением в состоянии понимать и определять не только жизнь общества, но хотя бы свою собственную, в этот раз оставим в стороне.
Tags: вдруг кому надо, верю/неверю, всерьез, масскульт, никто не хочет работать
Subscribe

Posts from This Journal “масскульт” Tag

  • Титры 2021

    Третий номерной альбом Студийного проекта "ТИТРЫ" под названием "Там, Где Мы Есть" на финишной прямой, во что не верил и не верит…

  • В этот день 13 лет назад

    13 лет назад познакомился с Иваном Наумовым, а как вчера! И вот уже почти два года не могу подписать у него «Балканский рубеж»...

  • Или так

    Забирай меня скорей Увози за сто морей И целуй меня уже Я ведь взрослая везде

  • Не жизнь, а песня!

    Вчера моя биография пополнилась новым фактом, который наиболее прилежные ученики при зазубривании ключевых дат отечественной истории будут выделять…

  • Баечки2

    Установлено, что настоящая фамилия шоумена, скрывающегося под псевдонимом Моргенштерн, Бузов.

  • Еще про Евровидение

    Кстати, вот что еще стало понятно, а раньше как-то не задумывался. Количество просмотров видеороликов конкурсантов Евровидения на ютьюб не находится…

  • Манижа

    Евровидение не смотрю. Посмотрел только Манижу - столько шуму... Песня, конечно, идиотская, но не более идиотская, чем весь конкурс. Номер - опять…

  • Их нравы

    Прочел практически подряд две книги: одна про Битлз (история каждой песни), вторая - история группы Депеш Мод с момента создания до 2013 года (если…

  • Про песни (зачеркнуто)

    Шнуров назвал отсутствие песен главной причиной провала всех исполнителей. По его словам, это касается и экс-вокалисток «Ленинграда». Рокер объяснил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments