Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Category:

О революционерах: незрелых, зрелых и перезрелых



Позавчера у моих хороших знакомых (семейная пара) росгвардейцы забрали дочку 22 лет с несанкционированных мероприятий в связи с судом над ТемКогоНельзяНазывать (над Алексеем Навальным, Алексеем Навальным, Алексеем Навальным), посадили в автозак, продержали ночь в отделении полиции. На следующий день был суд, присудили 5 суток административного ареста, и с тех пор возят туда-сюда, не давая толком ни связаться с адвокатами, ни переговорить с бедными родителями, которые мотаются вслед за арестованной дочкой.

Вопреки разговорам о страшном количестве арестованных за все время протестного движения - это первый случай, который я могу, что называется, потрогать руками (если не считать другого моего товарища, который попал в минские «застенки» в конце прошлого века, когда зачем-то на день ездил бороться за демократию в Белоруссию). Поэтому впечатление, конечно, производит. Вопреки, опять же, распространенным историям девушку никто не «обижает», хотя определенная предвзятость в отношении, конечно, видна. Впрочем, я не знаю, насколько в подобных ситуациях расшаркиваются перед неполитическими – может, с ними ведут себя значительно менее законно. Но это не важно.

Для меня здесь важны совершенно другие моменты. Вне зависимости от моего отношения к «берлинскому пациенту» я, разумеется, искренне выразил сочувствие и сказал слова поддержки родителям девушки. Это во-первых. Во-вторых, если все обстоит так, как преподносится, и девушка сознательно страдает за убеждения – опять же респект ей и уважение, вне зависимости от того, разделяю я эти убеждения или нет (не разделяю).

Но вот тут-то и начинаются нюансы.

Фейсбук арестантки не оставляет сомнения в ее отношении к Навальному – она полностью на его стороне и в его стане. Она совершенно точно возмущена судебным решением в отношении своего лидера (обоснованность такого возмущения, равно как и самого решения, я сейчас не обсуждаю). Папа задержанной выложил ее селфи из автозака (мгновенно, надо сказать, подхваченное либеральными СМИ) через час после задержания и в совершенно понятной горячечной эйфории стал принимать комментарии своих многочисленных френдов, большей частью разделяющих взгляды девушки (и, как я понимаю, самого папы).

И вот эти комментарии – совершенно жуткая вещь, из-за которой я полностью свел на нет свое активное присутствие в ФБ.

80% комментариев состоит из одного того или иного слова, коротко негативно характеризующего то ли власти, то ли тех, кто непосредственно производил задержание. Но тут хочется спросить: ведь это было несанкционированное массовое мероприятие, на которое законом прописана определенная реакция властей и порядок реализации такой реакции. Если росгвардейцы и полицейские не будут соответствующим образом реагировать, это будет значить, что они не выполняют должностные инструкции и должны быть уволены. Вот они их и выполняют. И о том, что будут выполнять, много и часто уведомляли заранее, просили не приходить. Вот если бы они говорили «несанкционированный – это ничего страшного, выходите все, никого не тронут» - и после этого вязали бы, они были бы вот то самое и те самые, как их называют либеральные комментаторы. Но примерно эту фразу говорили совсем другие люди, которых называть можно, но мы не будем.

В тех же комментариях пишут: «Она наш герой!», «Гордимся!», «Достойная дочь!», «Потому что настоящая!», но рядом, где вот то самое, что описано абзацем выше, папа, возмущаясь, написал: «забрали ни за что, она просто оказалась там с подругами»… Но стоп, давайте тогда разберемся: героиня или просто гуляла? Если росгвардейцы упыри, тогда просто гуляла и не героиня, а если героиня, тогда росгвардейцы не упыри. Тут как-то так, либо дудочка, либо кувшинчик. Но понятно, что обращать внимание этих людей на подобные нестыковки не только бессмысленно, но и опасно: всякий выпадающий из общего вектора объявляется ботом и агентом Кремля (это же либерально-демократический подход к плюрализму мнений и уважению прав меньшинств, пускай и не секс-…).

Отдельной веткой идут обсуждения: миллионы вышли по всей стране, власти капут, и хватит нам втирать, что это неразумные дети – мы же знаем, что это воистину народное движение! И тут же рядом: посмотрите на селфи – повязали одних детей, власть нашла себе равных по силе врагов – беспомощных девочек и мальчиков (а и правда: на картинке видно, что среди задержанных лиц старше 25 по крайней мере визуально нет). И тут опять же давайте определимся: этих горячих в силу возраста и политически незрелых подбил выходить на улицы Навальный (тогда получается да, власть бьет по самым незащищенным) или они вышли как политически зрелые герои страдать за убеждения (тогда это реальная опасность власти и принимаемые контрмеры должны быть жесткими – так от инакомыслия защищается любая власть)? Но нет, нельзя задавать подобный вопрос, если ты не кремлебот, будь ты проклят, путинский прихвостень.

И, понимаете, так во всем. У людей какое-то чудовищное расщепление мозга, куда влезают все взаимоисключающие тезисы, если их можно развернуть против действующей власти. Обратите внимание, что я не предлагаю отказываться от убеждений (более того, я считаю, что если наша молодежь перестанет стремиться к либеральным ценностям, развитие общества остановится), я лишь предлагаю выбрать какую-то одну из взаимоисключающих групп тезисов. Но эти люди – кстати, уже давно не молодежь, а те, кто должны бы в силу жизненного опыта и биологических законов представлять консервативную часть общества – готовы полностью свалиться в шизофрению, лишь бы не отказываться от любого из аргументов, ни грамма их не потерять.

А происходит это, уверен, от того, что когда отказываешься от негодных аргументов, на их место приходят другие, годные, а они совсем не всегда вписываются в созданную картину мира, под которую до того аргументы тщательно подбирались и отсеивались. А если рухнет эта картина мира, может оказаться, что ты не достиг того, чего хотел не потому что «кровавая гэбня» и «коррупционный режим», а по каким-то совершенно другим причинам, а некоторые, если не многие, из тех, что достигли – тоже не потому, что были агентами Кремля и пилили бюджеты. Личная ответственность за собственную судьбу появляется, чувствуете?

Молодости свойственна революционность. Это не только в обществе происходит, это вообще в природе так, жизненная диалектика. Каждое следующее поколение проверяет предыдущее на прочность, в результате эта прочность становится все лучше. Это хорошо и правильно. Но для работы этой модели кроме смывающей молодой волны должны быть и старые волнорезы, в которые эти волны бьются. Молодости нечего терять, а вот людям сильно постарше как раз наоборот есть что, вопреки расхожему убеждению, и у молодых есть время переждать неизбежную сумятицу постреволюционного периода, если революция все же победит. И тогда может быть станет лучше, чем сейчас, а если не станет – молодые особо ничего не теряют. Как говорил герой фильма Милоша Формана «я хотя бы попробовал». А вот у тех, кто постарше, этого времени на пережидание куда меньше или нет вовсе – им надо жить здесь и сейчас. Поэтому зрелые революционеры чаще всего вызывают у меня отторжение – им уже под сорок, за сорок, за пятьдесят, а все еще нечего терять? Так это же неудачники, разве можно идти за такими поводырями? Они ничего не смогли сделать для себя, так уж тем более ничего не сделают для тебя.

Есть, конечно, исключения. Люди, рожденные для бесконечной и нескончаемой революции. Представляется, что таким человеком был, например, Эдуард Лимонов. Но почему-то подобные личности вызывают у зрелых революционеров отторжение едва ли не большее, чем сама ненавистная власть.

Беспомощность зрелых революционеров в создании картины мира отражается во всей этой истории еще одной гранью. Когда я разговариваю с такими людьми (а я часто разговариваю с ними, я боюсь пропустить какое-то зрелое зерно, которое может оказаться в их размышлении, я вовсе не предлагаю считать себя носителем окончательной истины), я задаю им вот такой вопрос. Вот вы говорите: сейчас плохо и неправильно. А когда в России было хорошо и правильно? Вы хотите, чтобы было как когда? Или если не в России, то чтобы было как где и когда? Есть какая-то существовавшая в истории модель общества, за реализацию которой вы боретесь, сковыривая нынешнюю власть? Ведь иначе вы просто деструктивная разрушающая сила, действующая против пусть несовершенного, но работающего механизма, чтобы сломать его, ничего не построив взамен.

И знаете, я ни разу не услышал внятного ответа на этот вопрос. Какие там политические программы! Политические программы – это как добраться до нужной модели. А если нет модели, то и пути, как до нее добраться, тем более нет. Поэтому мне всегда смешно слышать претензии к зрелым навальнистам об отсутствии программы. Претензии к ним лежат в совершенно другой плоскости: они собираются использовать те же механизмы, что уже есть, потому и не выдумывают новые. Выводы же из этого следуют самые удручающие.

Иногда они отвечают мне: ну и что, что такой модели не существовало! мы постараемся создать ее сами, ведь все существовавшие модели были кем-то созданы. Допустим, это так, хотя большинство моделей возникали объективно в результате эволюционных общественных процессов, даже если и через революции. Но тут мы снова возвращаемся к картине мира: если существующий мир не может адекватно отразиться в твоей голове, сможешь ли ты сам придумать жизнеспособную модель несуществующего?

Ответ, как мне кажется, очевиден. Возможны, конечно, исключения. Но я бы не делал не них ставку. Да в общем-то и не делаю. И вам не советую.

P.S. Тут вот по тексту получается, что типа люди живут только материальным и только для себя. Поэтому старшие против реформ - они хотят спокойно пожить, сколько осталось. А что у них есть - так это скромная зарплата/пенсия да теплый клозет. Ведь другого риска нет: духовные достижения в результате реформ не растеряешь. И это действительно так, хотя и не так.

Обратите внимание, что основной посыл активной части «гуляющей» оппозиции заключается в том, что «мы не дадим больше воровать» - призыв сугубо материалистический. Никто не говорит, что мы напечатаем еще миллион собраний сочинений Пушкина или возьмем театры на полное государственное содержание. Нет. Речь идет исключительно о перераспределении имеющихся материальных благ, пускай и о более справедливом, хотя и не факт.

И да, не хотелось бы рисковать достигнутым уровнем материального комфорта в призрачной надежде когда-нибудь в будущем получить больший. Но и в целом как показывают опыт и СМИ разрушение материального достатка зачастую приводит не к увлечению искусством и высокой любви, а к мародерству и изнасилованиям. И если ты для себя решил отказаться от материальных благ в пользу духовных, то кто ты такой, чтобы звать за собой других? Последнего такого распяли две тысячи лет назад, чтобы потом оправдать. Подумай о себе еще и с этой стороны. Ты точно готов?
Tags: вдруг кому надо, всерьез, никто не хочет работать
Subscribe

  • ***

    Если девушка романтик И в косу вплетает бантик, Замолить свои грехи Можно, ей прочтя стихи. Если девушка груба, То романтике труба: Блок, Шекспир,…

  • Иллюзорность реальности

    Мы понапридумывали себе терминов и правил, которые давно воспринимаем как аксиомы. С ними мир кажется таким простым и понятным. А между тем он зыбок,…

  • Брюжжяние

    Вообще было бы здорово если не вводить цензуру на радио в целом, то как минимум сделать одну радиостанцию с цензором. И чтобы этим цензором был я.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments