Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Category:

О современной молодежной музыке

Заметим, прежде всего, что любое поколение считало, что каждое следующее все делает не так. С тех пор, как самодеятельная сцена стала играть значительную роль в жизни подрастающего поколения (а это с 50-х годов прошлого века, если иметь в виду рок-н-ролл, и еще лет на двадцать назад, если принимать в расчет джаз), то же самое можно говорить и про вкусы: слушают не то, играют не то.

И все же такой разрыв, какой сегодня образовался между актуальным молодежным музыкальным масскультом и любым из предыдущих музыкальных слоев, представляет собой совершенно уникальное по масштабу явление, никогда ранее в обозначенные сроки не встречавшееся. Большинство современных авторов-исполнителей нельзя даже назвать бездарными, их вообще нельзя назвать ни авторами, ни исполнителями. Монотонный бой юго-восточного типажа с легкой небритостью и какими-то мантрами, являющимися опеванием первой, второй и третьей ступени минорной гаммы, наполненными тотальной нарочитой бессмысленностью - все это чаще всего настолько неотличимо одно от другого, что в веренице имен невозможно зацепиться за какое-то одно или другое. Любое из них может оказаться любым.

Между тем, как показывает мой жизненный опыт, существуют довольно простые правила, по которым даже не очень хорошая песня обращает на себя внимание (очень хорошая обращает на себя внимание просто потому, что очень хорошая). Таких правил, по большому счету, три: либо должна быть выраженная мелодика (условно, Битлз), либо оригинальный текст (лучшие образцы бардовской песни), либо цепляющая аранжировка, драйв, мотор (скажем, AC/DC). То, что звучит сейчас на молодежных вечеринках, лишено и того, и другого, и третьего. Это даже, в какой-то степени, достижение.

Я долго думал, отчего так случилось, ведь это действительно уникальная ситуация! И пришел к следующим выводам.

1. Негативное влияние развития технологий.

Раньше, для того, чтобы заняться музыкой, человек вынужден был хотя бы чуть-чуть научиться играть хотя бы на одном инструменте (либо его должны были признать за вокалиста, но это скорее исключение). Такое требование было первичным фильтром, отсеивавшим людей, которым занятие музыкой противопоказано.

Сегодняшние возможности позволяют "писать музыку" всем, достаточно установить одну из сотен программ, скачать сэмплы и складывать из них, как из кубиков, музыку, которая получается сама собой. Разумеется, страдает мелодия и аранжировка, так как "творить" приходится строго в заданных рамках, но по факту продукт все же получается. Да, мертворожденный, да, лишенный авторского "я", да, напоминающий десятки произведений, которые уже собраны из тех же сэмплов. Но - продукт.

До последнего времени это было невозможно.

2. Сбыт.

Раньше, для того, чтобы донести плоды своего творчества до слушателя, существовало только два способа: дать концерт либо распространить свои записи на магнитном носителе.

Понятно, с какими сложностями сталкивались непрофессиональные коллективы, желающие организовать концерт (и это я сейчас про объективные организационные проблемы, это не считая, например, непринятия властями этого творчества, что часто было характерно для нашей страны).

С носителями тоже было все не так просто. Во-первых, нужно было, чтобы слушатель "захотел" иметь у себя эту музыку, то есть чем-то изначально она должна была его зацепить. Во-вторых, носители стоили денег, причем тратиться на них приходилось не только музыкантам, но и каждому отдельному слушателю, который хотел иметь эту музыку у себя.

С возникновением интернета все эти ограничения отпали: информация передается минуя материальные носители. Музыканты бесплатно (для себя) выкладывают свое творчество в сеть, слушатели бесплатно слушают выложенное. Нет никаких расходов, которые могли бы отсеять не слишком заинтересованных в творческой работе деятелей.

3. Извините, рэп.

Да, рэп. Именно этот стиль показательно объяснил, как писать песни без музыки, как петь песни без пения. Впрочем, сами по себе лучшие образцы рэпа как раз имеют тот самый мотор, драйв, о которых говорилось выше. Если верить критикам, то и по текстам лучшие образцы рэпа приближаются ко второму критерию песни, имеющей право стать хитом. Беда в том, что наши недалекие далекие от англоязычных рэперов (и их проблем, кстати) мальчики и девочки в значительной степени ухватили только внешнюю сторону явления, только атрибутику, и саму возможность выкрикивать речевки под любой ритмический рисунок.

Вот вам и результат. На мой взгляд, совпадение именно этих трех явлений привело подростковый музыкальный масскульт в то, что мы имеем.

Вопрос о том, как совершенно бездарные одинаковые произведения становятся хитами-однодневками (но все равно хитами!), я здесь разбирать не буду, потому что, строго говоря, тут как раз ничего нового нет. В истории полно случаев, когда довольно серая песенка вдруг ненадолго вспыхивала, причиной чему могли быть самые различные рукотворные и нерукотворные причины. Например, правильно спланированный скандал с исполнителем. Ничего нового.

Отсюда, между прочим, неожиданно следует довольно оптимистичный вывод: хороших песен не стало меньше, просто рынок плохих стал больше. И все же следует признать, что падение вкусов мы безусловно наблюдаем. Но я не стану, как многие, говорить, что молодежь пошла не та... Та, та, что надо молодежь. И, между прочим, обращение назад, к ранее написанному. Она копает, она ищет корни и не чурается их, пускай и не все принимая (предыдущие поколения гораздо охотнее навешивали на прошлогодние шлягеры ярлык "старье").

Она разберется. Она и сейчас из этого гумуса все равно выбирает зачастую достойные вещи. А ведь ей сделать это гораздо труднее, чем было нам, при системе фильтров.

Так что все будет хорошо. И нефть тоже подрастет.
Tags: всерьез
Subscribe

  • Как ни странно, про Крым

    В медиапространство вброшена новость: десять стран Африки и Азии приготовились отозвать признание Косова. У новости есть нюансы: речь идет о…

  • Творчество

    То тут, то там, по всей планете, Ещё себя не осознав, Мы излучаемся и светим Без обязательств и без прав. И свет исходит сам собою Из самой тайной…

  • Борода

    Борода! Борода! И.Словесник Я бороду хотел всегда, А отпустив, усвоил вскоре: Моя седая борода – Гарантия победы в споре. Пусть мысли в бранной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments