Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Categories:

Мастер и Маргарита?

Вчера в Театре на Юго-Западе посмотрел, наконец, «Мастера и Маргариту» - спектакль, на который билеты нужно брать за два-три месяца и быстро. Сидел, как Буратино, в первом ряду, и это был правильный выбор.

Спектакль был очень хорош, почти три часа пролетели как одно мгновение. Хвалить его я больше не буду, потому что мало кому из тех, кто смотрел, не понравилось. Могу рекомендовать брать билеты и идти.

Сказать хочу собственно, о другом: о самом романе, текст которого был перенесен на сцену очень бережно.

Вышло так, что с главной булгаковской книгой я плотно общался трижды: в молодости, когда читал впервые, года два назад, когда случайно перечитал, и вот вчера, когда снова погрузился в ткань романа. Это не считая лекций Леонида Клейна, различных статей и публикаций по теме, пеших экскурсий по булгаковской Москве, а также частичного просмотра экранизаций романа, ни одну из которых я не видел целиком.

И вот какие в связи с этим появляются мысли.
Многослойная книга непростого писателя затрагивает множество пластов истории и культуры. Она уже проверена временем и совершенно точно останется в истории литературы. Это в значительной степени портрет самого писателя, поскольку отношение автора к Массолиту и к некоторым ярко выписанным москвичам является прямым перенесением на страницы книги его совершенно конкретных жизненных ситуаций.

Но это никак – никак! – не роман о высокой любви между мужчиной и женщиной, эталонами которой принято считать Мастера и Маргариту (которые, кстати, даже не являются главными героями романа, появляются хорошо во второй его части и практически не влияют на развитие сюжета). Попробуйте представить себе и того, и другого в реальной жизни: это довольно неприятные, отталкивающие маргиналы, к тому же эгоистичные, хотя и способные иногда на высокие поступки. Мастер рассуждает о выигрыше и деньгах, о квартире, мебели, одежде, хотя и пишет роман о святом (при этом в романе самого автора может быть не так много, а может и совсем не быть, и Булгаков, как человек пишущий, хорошо об этом знал). Маргарита изменяет мужу, отдаваясь страсти, что может быть прощено в молодом возрасте, но никак не на четвертом десятке. Затем, когда Мастер пропадает, она живет мыслями о мести критикам, которые, как она считает, уничтожили ее любимого, и при первой возможности месть эту реализует. Заметим, что реализуется эта месть опять же в материальной форме: через порчу имущества, принадлежащего жертве мщения, залив квартиры (и, судя по всему, нескольких ничем неповинных квартир ниже), а вишенкой на торте – разбиванием хрустальной люстры. Сравните месть Прокуратора не пожелавшему помиловать Га-Ноцри Первосвященнику, которому символично были возвращены деньги Иуды за предательство Учителя, снабженные запиской с уничижительным содержанием. Не случайно Маргарита окончательно находит себя именно в образе ведьмы.

Ну, ок. Никто не обязан нравиться всем подряд. У Мастера и Маргариты была любовь! И в чем она выражалась? В желании обладать друг другом. Точка. Я даже не говорю, что в контексте романа слово «семья» смотрится нелепо, и Булгаков делает это не случайно, хотя, казалось бы, и гражданский (нецерковный) брак и венчание вполне возможны в контексте книги. Но, может быть, они без всяких формальностей хотели детей, что является естественным продолжением Любви? Нет, ни словом, ни жестом. При этом отношения у них были отнюдь не конфетно-букетные.

Хорошо. Чем чаще всего заканчивается классический роман о любви? Трагической смертью одного или обоих героев либо их свадьбой. Чем в этом смысле порадовал читателей Булгаков? Они обрели «покой». Что это значит? Возможно, это тоже смерть, но не в том безысходном смысле, как это бывает, не в смысле окончательной разлуки и прекращения жизни, потому что герои остались вместе и добились некой формы соединения. Хотя ни семьи, ни детей у них не будет, это совершенно ясно. И даже в момент объединения опять грубая материя: «стоит ли возвращаться в нашу квартиру»? Вот что на весах. Ох уж этот пресловутый квартирный вопрос (снова – кивок настоящему Булгакову)…

Хотя Воланд и говорит, что горожане не изменились, они, конечно, изменились. Для сравнения Булгаков рисует образы современников распятия Христа, каждый из которых по глубине даст фору и Маргарите, и Мастеру, я уж не говорю о главных персонажах этого литературного пласта. Вопросы, которые они решают, это не организация залива квартиры врага, а их бездействие значимее для сюжета, чем все разговоры Мастера в «доме скорби».

Люди измельчали, и на их фоне даже беспомощные Мастер и Маргарита выглядят одухотворенными, хотя являются обычными грешниками-любовниками, которых миллионы и миллионы.

Разумеется, это никак не сказывается на качестве книги, которая безусловно доставит удовольствие еще не одному поколению читателей и к тексту которой будут обращаться и театральные режиссеры, и кинематографисты, и много еще кто – от создателей квестов в реальности до разработчиков компьютерных игр. Но всякий раз, когда я слышу песню И.Николаева «Мастер и Маргарита в каждой любви земной», меня начинает потряхивать. Упаси Господь от такой «любви», если кроме нее ничего не будет.
Tags: вдруг кому надо, всерьез, кино-вино-и-домино
Subscribe

  • ***

    Живётся то смешно, то грустно, То полный фарш, то неглиже, То кратко выразишься устно, То простынёй в своём ЖЖ. То воздух, падая, глотаешь, То…

  • С.А.

    Время катится месяц к месяцу. Что там нового? Надо б встретиться? Повидаемся… Я бы был готов даже будним днём, Но дела – гори они все огнём! Ладно,…

  • Московские окна 2021

    Здесь живут мои друзья, и, дыханье затая, В ночные окна вглядываюсь я... М.Матусовский Не то, чтоб я совсем развратный, Но подглядеть всегда не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments