Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Categories:

Керчь: конец гребаного мира



В связи с трагедией в Керчи и справедливыми заявлениями, что все это от нелюбви, непроизвольно обращаешь взгляд на себя и думаешь: а что ты сделал, чтобы не дать своим детям оказаться в такой же ситуации, как этот подросток? Я сейчас написал довольно длинный перечень того, что сделал я, а потом стер его, потому что на самом деле это никого не касается. Но говорить о том, что произошедшее было неожиданным, может только человек, не имевший и не имеющий детей-подростков или последовательно избегающий общения с ними.

Месяц назад средняя велела мне посмотреть Нетфликсовский минисериал «Конец гребаного мира», вышедший в самом конце прошлого года. Сериал снят по комиксам и от него сложно ожидать настоящей психологической глубины, но я вам сейчас расскажу о нем пару слов, потому что он подростковый – хотя и подростковый хит! – и вы конечно его не видели.

В центре повествования два героя, мальчик и девочка пубертатного периода. Оба «странные», не имеющие друзей, лишенные по разным причинам нормального общения в семье. Вместе они, угнав машину отца героя и по мере развития сюжета совершая все более тяжкие преступления, отправляются в путешествие с размытой целью, а в итоге открываются самим себе и друг другу с удивительных сторон, наличие которых они и не подозревали.

Это типичная история подросткового кино, история взросления и обретения себя. Таких историй миллионы, экранизаций тысячи, и некоторые из них достаточно успешны. Но! Это, напомню, фильм конца прошлого года, буквально взорвавший молодежную интернет-аудиторию, алчущую продолжения казалось бы полностью рассказанной истории (кстати, второй сезон действительно прогнозируется). То есть зрители в значительно степени увидели в героях себя или как минимум поверили в их «настоящесть». Кто же эти главные герои?

Девочка – девственница, одновременно сексуально озабоченная, страдающая целым рядом комплексов и из-за этого ведущая себя крайне развязно, а иногда просто агрессивно. При этом совершенно беспомощная, запутавшаяся, ожидающая если не крепкого мужского плеча, то как минимум добросовестного друга.

Но в данном контексте интереснее второй персонаж. А может быть первый. Мальчик.

У мальчика нет матери и отсутствует контакт с отцом, который неплохой человек и (sic!) вроде бы любит сына, но не может его понять. Между тем мальчик считает себя психопатом и готовится убить кого-нибудь. Мальчик с детства практиковался сначала на насекомых, потом на грызунах, затем на более крупных теплокровных. Он всегда носит с собой специальный нож, годный для убийства человека, и отправляется в путешествие только исходя из предположения, что так ему будет сподручнее зарезать свою попутчицу. К слову сказать, убийство он действительно совершает, хотя в конце фильма не может добить смертельно раненую собаку.

Понимаете? Вот человеческий тип, в котором нынешнее поколение видит свой автопортрет. Даже те, кто не ассоциирует с этими героями непосредственно себя, понимают, что это типичные характеры (конечно, с допущениями и условностями, которые предполагают форматы комикса и сериала).

Сравним. Подросток, расстрелявший учителей и учеников в Керчи: жил без отца, у матери были проблемы в общении с ним (по ее же словам), был замкнут, не имел друзей, оружие оформил и получил официально - то есть готовился, знал, что может убить. Только мне видна почти полная аналогия с героем?

А теперь такие вопросы. Вы все еще считаете, что у вас нет времени на этот сериал и он вам неинтересен? Вы все еще не знаете, какие компьютерные игры установлены у ваших детей? На вашем телефоне все еще нет песен, которые они слушают? Вы и сейчас уверены, что это все шлак, потребляемый из-за незрелости подросткового вкуса?

На мой взгляд, любовь строится в значительной степени как раз на исходном уважении точек зрения друг друга. Если мы хотим прекратить «нелюбовь» - а это, наверное, единственный способ бороться с симптомами, а не с последствиями трагедий, подобных керчинской – это обязательная работа, которую должен выполнять родитель по отношению к своим детям. Если мы требуем от них, чтобы они читали «Войну и мир» и «Евгения Онегина», они тоже вправе потребовать от нас поторчать под «Хлеб» и «The Hatters», стебануться с «Little Big», эмоционально потупить с Эвелинушкой. Или посмотреть «Конец гребаного мира». Если мы полагаем, что классическая литература и советский кинематограф – про нас, и нам это важно и мы хотим донести это детям, мы обязаны прислушиваться к детям, когда они говорят нам, что есть в мире и что-то про них.
Tags: всерьез
Subscribe

  • Творчество

    То тут, то там, по всей планете, Ещё себя не осознав, Мы излучаемся и светим Без обязательств и без прав. И свет исходит сам собою Из самой тайной…

  • Борода

    Борода! Борода! И.Словесник Я бороду хотел всегда, А отпустив, усвоил вскоре: Моя седая борода – Гарантия победы в споре. Пусть мысли в бранной…

  • ***

    Живётся то смешно, то грустно, То полный фарш, то неглиже, То кратко выразишься устно, То простынёй в своём ЖЖ. То воздух, падая, глотаешь, То…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments