Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Крайний богатырь



Вчера посмотрел самый кассовый в истории российского кино художественный фильм «Последний богатырь» (не считая, разумеется, фильма "Движение вверх"). До просмотра к фильму я был настроен критически, поскольку слышал, что традиционно положительные герои русского фольклора наделены в нем резко отрицательными чертами. Это, безусловно, губительно для черно-белого детского восприятия мира. Но так как в эти выходные я случайно пересекся с Милой Сивацкой, исполнительницей главной женской роли в этом кино, которая показалась мне исключительно – вот именно что – милой, а прочий актерский состав (Лавроненко, Яковлева, Бурунов, Дятлов, Вилкова, Семчев, Валюшкина, традиционно неподражаемый Трибунцев и известный прежде всего по «Кухне» исполнитель главной роли сына Ильи Муромца Ивана-дурака Виктор Хориняк) откровенно и безоговорочно радовал, я решил самолично распробовать эту диснеевскую стряпню. И, как принято говорить в Макдоналдсе, вот что я скажу.

Фильм полностью состоит из лоскутов, каждый из которых вполне может претендовать на удачу, но которые при этом совершенно не пригнаны друг к другу. Да что там, я даже смеялся в нескольких местах в голос, что со мной бывает редко. Но общее впечатление – обида, что опять не получилось. Дальше будут спойлеры, но если вы не смотрели это кино, не переживайте, а возрадуйтесь: я сейчас несколькими абзацами сохраню вам почти два часа времени.

Пересказывать сюжет не буду, он есть практически во всех аннотациях к фильму. Если двумя предложениями: перенесенный из современности в сказку молодой человек, которого там принимают за сына Ильи Муромца, отправляется с Кощеем, Бабой-ягой, Василисой (Премудрой?) и примкнувшим к ним Водяным добывать меч-кладенец, который Кощею даст невиданную силу, а главному герою предоставит шанс вернуться в свой мир. Их преследует богатырь Добрыня и его супруга Варвара, обладающая магическими способностями, оба из которых оказываются негодяями, имеющими собственные виды на меч-кладенец и, в перспективе, на бессмертие. Поскольку, как вы наверное знаете, планируется продолжение этого мероприятия, все закончилось более менее хорошо.

Но вот только в таком объеме сюжет и можно пересказывать. Потому что дальше возникают сплошные отвисшие челюсти. Почему Кащей, Баба-яга и Василиса прониклись симпатией к сыну Ильи Муромца после того, как он их по глупости и неловкости чуть не уничтожил и вдобавок спалил избушку на курьих ножках? Кто такая Варвара, жена Добрыни, и откуда у нее магические силы? Что вообще объединяет Василису с Кащеем и Ягой? Допустим, злыдни хотели мирового господства, но чего хотела Василиса? На самом деле уместен вопрос «Who is Miss Василиса?», поскольку она прекрасно машет стройными ногами и славненькая на лицо, однако совершенно не генерирует умные мысли и даже не носит очки, что находится в прямом противоречии с классическим образом самой умной девушки отечественного эпоса.

В конце фильма выясняется, что в результате каких-то необъяснимых (мистика, фигли!) манипуляций с кладенцом, магическим кристаллом (кащеевой смерти?) и солнечно-лунным затмением Добрыня тоже становится бессмертным, депонируя свою смерть в кристалл Кащея. В этот момент он предлагает Кащею вступить в кооперацию и править миром на паях. В ответ Кащей разбивает кристалл, уничтожая таким образом и себя, и бессмертного Добрыню. Даже не спрашивайте, как Добрыне удалось влезть в односпальный кащеевский кристалл. И тем более не спрашивайте меня мотивы поступка Кащея: это, наряду с вопросом о том, что их всех объединяло с Василисой, один из главных корпоративных секретов нечисти, о котором она не рассказала ни сценаристам, ни продюсерам.

Не все ладно у сюжета и в нашем мире. Сын Ильи Муромца (по фильму – Иван-дурак, а раз богатырь, то, стало быть, Иван-дурак Ильич) попадает в сказку, спасаясь от преследователей: работая лжеэкстрасенсом, он оговорил быдловатого супруга богатой молодой дурочки, чтобы дорого продать ей приворот (что он еще ей впарил нам не показали, так как кино семейное). По ходу пьесы Иван Ильич ненадолго возвращается в родную Москву XXI века. Тут бы и возобновиться прерванной погоне, однако оболганный супруг со свитой больше не появится в повествовании, ибо он свою роль уже сыграл.

Есть еще один идеологически важный момент в этой американизированной сказке: в фильме нет однозначно положительных героев, во всяком случае, среди главных (спасибо, что хотя бы нет сказочных гомосексуалистов или Гей-Горыныча). Нечистая сила плоха по определению, Василиса неумна, безвольна и бесхарактерна (единственный ее плюс, что она никого не предала, но это опять же последствия того, что неумна), плюс – является частью той же тусовки. Добрыня – убийца и предатель, Варвара, жена его, - тоже убийца, и, кстати, потенциальный предатель, поскольку она оставалась смертной рядом с бессмертным в перспективе мужем, то есть совершенно не будучи ему подходящей парой, в которой, между тем, занимала доминирующее положение. Иван (Дурак) Ильич предал свою компанию, как только меч-кладенец открыл ему дорогу обратно в современный мир, где он, напомню, на постоянной основе работает мошенником. Куда в этой галерее характеров приткнуться светлому чистому ребенку, которому нужны просто двухмерные Илья Муромец, Дядя Степа, Тимур с его командой, да хотя бы тот же Человек-паук (из первых частей франшизы, где он еще не раздираем внутренними противоречиями раздвоенной личности)?

Особо отмечу мое традиционно больное место: горький музыкальный провал фильма. Картина наполнена стандартным голливудским «звуковым сеном» авторства американца Джорджа Каллиса, но это победы. В принципе, на фоне действительно хорошей картинки, которую можно отнести к безусловным удачам фильма, неприметная музыка звучит вполне уместно. Но по ходу фильма, пока герои гуляют по бескрайним просторам сказочной Родины, звучат иностранные песни на английским языке с традиционной поп-американской мелодикой! Это насколько колющий сознание голливудский штамп (готов в любой семейной ленте указать на такое же место), настолько же и катастрофический диссонанс с заявленной «русской сказкой», где кроме гуслей могут быть только балалайки и рожки, пускай даже замиксованные в дабстеп-бубенцы. Причем для меня очевидно, что сделано это специально, в надежде на международный прокат, поскольку допустить, что у Диснея не было денег на заказ оригинальных песен или что такой заказ превышает расходы на приобретение прав использования англоязычных хитов, я не могу. Думаю, этим же объясняется и переменчивость героев, сюжетный заряд которых меняется с плюса на минус и обратно со скоростью и частотой, прекрасно продемонстрированными в суперкассовом диснеевском же многочлене «Пираты Карибского моря». Но то – пираты, а то – богатыри…

Выпирают и другие коммерческие ходы, рассчитанные уже на наш рынок. Например, участие в проекте Елены Яковлевой в роли Бабы-яги. Картинка загримированной под безруковского Высоцкого старухи, которую при обращении в молодую женщину играет другая актриса (!!!), не дает возможности ни подтвердить, ни опровергнуть факт участия заявленной звезды в картине. Спасибо, что хотя бы Кащей позволяет прочитать под гримом нашего замечательного харизматичного Лавроненко.

Итог: фильм не получился. Фильм не получился у Диснея, снимающего прекрасные семейные, в том числе сказочные, фильмы. Фильм не получился у компании Yellow Black and White, комедийные сериалы которой являются определенным уровнем в отечественном телеформате. Фильм не получился у режиссера Дмитрия Дьяченко, который снял такие безусловно художественные и кассовые удачи, как «День Радио» и первые две части «О чем говорят мужчины».

Почему?

Думается, что это неудачная попытка усидеть на двух стульях. Пока что нашим кинематографистам не удается усидеть даже на одном, когда это не наш российский, извините, стул – именно поэтому недотягивают наши боевики и фильмы-катастрофы до лучших образцов жанра, представленных Голливудом. Утешением, хотя и слабым, может стать тот факт, что и голливудское седалище остается только седалищем и чувствует себя некомфортно на традиционно русской территории: искренность и душевность – это все-таки наше все. То – бензин, а то – дети, как говорится…

И до тех пор, пока наши или не наши продюсеры не перестанут пытаться, как Кащей и Добрыня, завоевать весь мир и не сосредоточатся, например, на российском в широком смысле прокате, где капитану Джеку Воробью нет места в пантеоне положительных героев, как бы умен и хитер он не был, а Добрыня Никитич никогда не предаст Илью Муромца и Алешу Поповича, даже если с прагматичной точки зрения это будет глупо, но именно поэтому и окажется победителем, - до тех самых пор не получится удовлетворить не слишком взыскательные вкусы нашей кинопублики, склонной прощать любые киноляпы за правильные идеи, добросовестную работу и честное отношение к зрителю.
Tags: видео, кино-вино-и-домино
Subscribe

  • QR-подлость

    Какая подлость, что федеральная власть перекладывает вопрос о введении qr-кодов для посещения общественных мест на региональные власти! Закроем…

  • Цирк приехал, и клоуны на месте

    "В состав Госдумы VIII созыва попали, помимо профессиональных политиков, артисты и телеведущие, включая Дмитрия Певцова, Дениса Майданова, Евгения…

  • Кин-дза-дза!

    iPhone = КЦ

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments