Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

О фонах киногероизма



Посмотрел художественный фильм южно-корейского производства «Поезд в Пусан» о том, как пассажиры скорого поезда битых два часа воевали с проникшими и увеличивающими свою численность зомби. Фильм имеет очень высокие рейтинги и, в общем, оправданно, со скидкой на вкусы поклонников специфики жанра.

Напомню, что уже устоявшимся клише зомби-муви стало использование образа зомби как иносказательного изображения толпы вообще и безвольного общества в частности. Этой безликой массе противостоят герои, самое страшное для которых стать такими же, как эта толпа. Традиционно по ходу пьесы выясняется, что это еще не самое страшное, поскольку внутренние противоречия и межклановые разборки, начинающие со временем разрывать немногочисленный «здоровый» коллектив, оказываются значительно более губительны и нравственный выбор ставят острее и безапелляционнее.

Схожая история рассказывается и в «Поезде…», описывая который ироничные зрители озаглавили свои рецензии «Поездатое кино» и «Человек человеку волк, а зомби зомби зомби». Герои фильма выполняют кто отеческий, кто сестринский, кто супружеский (в хорошем смысле) долг, подчас жертвуя собой и совершая подвиги. Есть и антигерои, на примере которых авторы показывают, что будет, если этот долг не исполнять. Зомби же на самом деле являются не более чем фоном к драматическому повествованию (хорошая рецензия на фильм - тут).

И вот о чем мне подумалось.

Тема героизма – одна из самых востребованных в кинематографе (да, наверное, и в сюжетном искусстве в целом). Тут и всевозможные человеки-пауки, и Зорро, и Фанфан-тюльпан, и Мальчиш-Кибальчиш, и те же мушкетеры… да что там, откройте хоть сегодняшнюю афишу. При этом зритель соотносит себя с героем фильма и, обманываясь в большей или меньшей степени, моделирует собственную линию поведения в аналогичных условиях. В ситуации с супергероями это игра с огромными допущениями, а вот те же «Семь самураев» или хотя бы Борн из известной франшизы – вполне себе годные для примерки варианты.

А вот дальше наступает самое любопытное, из-за чего я и начал этот разговор. Фильмы эти выпускаются массово, и примеры героизма поэтому должны быть массовыми. Но что может предложить Южная Корея своему зрителю в качестве фона и причин массового героизма, кроме зомби-апокалипсиса (с главным героем – «биржевым магнатом»)? Как с этим обстоят дела в Голливуде, если отключить истории про доктора Октопуса и Джокера?

Судя по кино – ничего и никак. Иногда возникает тема сопротивления криминальным элементам (при относительном бессилии государства) и тема сопротивления самому государству. Остальные героические фоны носят случайный и штучный характер.

Европа вполне могла бы использовать тему Второй мировой войны, когда, уверен, у многих стран были примеры массового героизма. Но тут другая проблема: любое упоминание главной войны XX века – расшатывание и без того не очень устойчивого Европейского Сообщества, в которое сегодня вошли недавние смертельные враги. Потому военную тематику очень сложно встретить в европейском киномейнстриме.

Отсюда же крайне высокая востребованность фильмов с героями, которые борются с обстоятельствами, в наступлении которых никто конкретно не виноват: падение астероида, вторжение инопланетян, смертельные эпидемии, нашествие обезумевших роботов, вообще конец света во всех его проявлениях. Поскольку описанные события теоретически могут случиться в любой момент, зрителю проще соотнести себя с героями такой картины, чем с любым супергероем.

Одним из ярким примеров бытового героизма можно считать «Аватар» Джеймса Камерона: главный герой фильма не просто обычный человек, но даже человек с ограниченными возможностями. Но и здесь для реализации геройской тематики потребовалось создать отдельный мир, в котором герой действует благодаря хоть и не буквально суперсиле, но все же с применением фантастических механизмов.

Советский и в некоторых проявлениях российский кинематограф стоит в стороне от мирового героического мейнстрима. Да, мы тоже сняли своего «Капитана Немо», своих «Трех мушкетеров», и даже свой «Криминальный квартет», а в позднее время Бондарчук почти полностью ликвидировал Чертаново, а Илья Найшуллер показал на экране полуторачасовой экшн фактически глазами героя компьютерной стрелялки. И хотя дети и играют в мушкетеров, более зрелая личность невольно сравнивает себя с героями более реальных фильмов: война, битва за урожай, стройки века…

Наши традиционные «героические фоны» постепенно отдаляются от современности, превращаясь в историю. Гитлер все ближе к Магнето из «Людей Икс», а Штирлиц и вовсе давно стал персонажем анекдотов. Но тут на помощь приходит спорт («Легенда номер 17», «Движение вверх») и космическая тема («Время первых», «Салют-7»), и те же нефантастические техногенные катастрофы, прототипы которых, в отличие от западных, для нас очевидны («72 метра»). Темы более позднего и современного военного участия России в мировой и собственной истории (Крым, Сирия, Чечня, Прага, Афганистан и др.) зачастую имеют слишком неоднозначную трактовку не только в мире, но и в нашем обществе, впрочем, и до этих обстоятельств киношники доберутся (с «Крымом» пока вышел остро негативный опыт ибо рано и сыро, «9 рота» излишне разруганный фильм, но там банально самому режиссеру не хватило ясности картины, которую он изображал).

При этом вряд ли в США снимут фильм о героической операции в Ираке, закончившейся казнью Саддама Хуссейна, да и Европа едва ли найдет тему реального героизма, которую можно будет без пояснений и перемигиваний изложить несложным языком массового кинематографа.

А стало быть – нам и все карты в руки. Ждем.

P.S. Есть такая теория, что героизм появляется там, где недоработало государство. Может оно и так. Тем более ждем.
Tags: кино-вино-и-домино
Subscribe

  • Все вокруг колхозное, все вокруг мое

    Другое название поста - "Ты здесь хозяин, а не гость - тащи с завода каждый гвоздь!" Последнее время что-то пишется у меня прямо вот…

  • Титры 2021

    Третий номерной альбом Студийного проекта "ТИТРЫ" под названием "Там, Где Мы Есть" на финишной прямой, во что не верил и не верит…

  • Вампиры средней полосы

    Досмотрел первый (и пока единственный) сезон отечественной драматической детективно-мистической саги "Вампиры средней полосы". Очень боялся, что это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments