Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Цена ненависти энтертейнера

Сегодня слушал каверы на песни «Машины Времени», в том числе мой любимый, в исполнении Сергея Бабкина из «Пятниzzа». Там есть такие слова:

«Время сладко шепчет новые сказки,
И, прикрыв ушами свиные глазки,
Спит большая, как кит, страна…»

А еще вот:

«Они кричат о свободе, но любят палку,
Так что после кнута и пряник не жалко
Сабантуй от поста до поста.
В головах у них пусто, на душе у них чисто,
Им стругают новых фанерных артистов
Из отделочного листа.»

Текст, как мы понимаем, написал Андрей Макаревич, ставший в последнее время фигурой достаточно одиозной из-за своих «хайповых» высказываний, находящихся на грани антинародности, а по мнению некоторых, уже за гранью. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в песне «Пой», цитатой из которой я поделился с вами в начале поста, виден не только почерк мастера, не только выпуклость и оригинальность образов (особенно про кита с ушами и свиными глазками – это действительно очень сильно!), но и глубокая убежденность в высказываниях. Такое редко бывает, когда пишешь на заказ. Макаревич, даже если частично и эпатирует публику формулировками своих высказываний, действительно искренен по существу. Потому, кстати, и отклик такой бурный.

Если же рассмотреть его высказывания и их генезиз внимательнее, то можно обнаружить, что граничащая с ненавистью критика Макаревича направлена прежде всего против власти, затем против властьпридержащих, а уже потом против той части народа, которая эту плохую власть поддерживает. А поскольку при любых оценках таких в нашей стране большинство, эту большую часть народа Макаревич и критикует, порой в очень обидных выражениях. Отсюда и кажущаяся антинародность.

Это, конечно, очень по верхам. И Андрей Макаревич не такой плоский в своих высказываниях, и его коллеги по цеху, рифмующиеся с ним во взглядах, но отличающиеся по формам и исходникам. И все же всех их объединяет более или менее активное непринятие власти.

И вот тут мы подходим к самому главному. Мы как-то забываем, что художник априори должен быть в оппозиции к власти, если конечно он настоящий художник. Дело в том, что полноценное творчество требует абсолютной свободы. Это, кстати, не означает, что несвобода мешает творчеству, порой даже помогает, но требует творчество свободы, требует! А любая власть есть ограничение этой свободы, а следовательно – ограничение творчества. В том числе в буквальном смысле – путем введения цензуры. Поэтому всякая власть – органический враг всякого художника.

Для всех наших писателей, режиссеров, поэтов, артистов, художников всех мастей нормально и правильно быть недовольными властью, нормально находиться к ней в активной оппозиции. А какой властью им быть недовольными? Только существующей, остальные им не мешают. И это закономерно. Ненормально как раз другое. Когда, например, «свободные» музыканты дают концерт в поддержку Явлинского или Навального. Это ничем не лучше, чем снятый накануне выборов известными российскими артистами клип в поддержку Путина. Потому что говоря, что нынешняя власть плохая, артисты не обманывают зрителей, а говоря, что придет хорошая – обманывают, поскольку сами же будут убеждать в ущербности и несправедливости новой власти.

Я даже скажу больше. Власть, с тех пор, как перестала быть от Бога (или как минимум это перестало декларироваться) по своей природе греховна. А искусство в чистом виде заставляет нас обращаться к высокому, к вечным темам, к фундаментальным нравственным ориентирам. Не может человек, работающий с искусством, быть сторонником греховного. А значит, он по определению должен быть в оппозиции к власти.

Правда, бывает, что кто-то из художников работает на власть и это не вызывает у нас внутреннего диссонанса. Например, сегодня – навскидку – это два таких разных во всех смыслах человека, как Карен Шахназаров и Захар Прилепин. В талантах ни одного, ни другого сомневаться не приходится. Как же так выходит? А выходит так потому, что у каждого из таких людей есть вторая значимая активность, не являющаяся творческой в том понимании, как мы рассматриваем свободное творчество в этом тексте. Шахнахаров, например, крупный киночиновник, и как киночиновник он обязан выстраивать прагматичные связи с госструктурами, «дружить» с ними. Что не мешает ему оставаться автором фильма «Город Зеро», где о власти сказано практически все. А Прилепин, являясь прежде всего писателем, еще и известный общественный деятель, занимающий совершенно конкретную идеологическую и политическую позицию, которая остается принципиально неизменной все обозримое время, в отличие, кстати, от позиции властей, с которой Прилепин сегодня неожиданно попал в резонанс.

Однако, поддержка власти, даже в такой форме – скорее исключение. В основе отношений «художник – власть» лежит прежде всего неприятие. Если художник, как гражданин, считает, что современная ему власть идеальна, лучшее, что он может сделать как художник, воздержаться от критики. Это максимум.

В западной массовой культуре для поп-артистов, которых мы именуем высокими названиями певец, музыкант, артист, есть специальное слово: «entertainer», что можно перевести как «затейник», а адаптировать как «скоморох». Можете себе представить, чтобы, например, Филипп Киркоров назвал себя «затейником»? Куда там… «на встречу со звездой надо приходить подготовленным». А вот Билли Джоэл, едва ли не самый продающийся артист в истории США, поет свою песню «Entertainer», в которой рассказывает о своей работе и откровенно признается: я – массовик-затейник. И для тех же США откровения харизматичного Моргана Фримана о том, что Россия фактически объявила войну Штатам, значат гораздо меньше, чем для нас. Ведь Фриман в России больше, чем Фриман. И то, что западные звезды поддерживают на президентских выборах того кандидата, который им первый заплатил, может вызвать внутренний протест у нас, но совершенно нормально для американского менталитета. Поэтому что для нас это столпы искусства¸ а для них – массовики-затейники: вчера – выборы, сегодня – детский утренник, завтра – свадьба, послезавтра – похороны губернатора.

В русской классической традиции отношение к людям творческим как к совести нации. Традиция эта выросла из того, что лучшие образцы русского искусства, на которое равняются отечественные (и не только) художники до сих пор, обращаются к материям несравнимо более высоким, чем вопросы властвования и подчинения. В этом и сила наша, и слабость одновременно. Мы думаем, что художники критикуют власть потому, что она дурная и плохая, а они умные и хорошие (или знают, какая власть может быть хорошей). А они критикуют власть потому, что она власть, а они художники. Смена властных лиц или политического курса никогда не удовлетворит художников. Они будут недовольны властью до тех пор, пока она остается властью, то есть принуждает и ограничивает. Кроме того, основная часть нашей массовой культуры, это - entertainers, как бы мы по ним не вздыхали. Доведем до предела: общество, в котором власть не от Бога, а художник ее воспевает, обречено сорваться в тотальную анархию или уже находится в ней.

К чему я все это пишу? А вот к чему. Дайте талантливым людям свободу высказываться по любым вопросам так, как они считают правильным, без забрасывания их овощами или срыва выступлений. Строго говоря, такое право должно быть предоставлено всем желающим, не только талантливым, но я говорю прежде всего о людях, позиция которых может вызвать общественный резонанс. Пусть говорят, как учит нас «Первый канал», при условии, что такие высказывания не нарушают закон. Ну а мы с вами должны помнить, что ничего хорошего художник про власть сказать не может и не должен, соответствующим образом относиться к политическому и практическому весу таких высказываний, и продолжать слушать их замечательные песни, читать прекрасные стихи и смотреть высоко духовные кинокартины и спектакли.

А также понимать, что если не написание и создание, то уже во всяком случае материализация и реализация всех этих продуктов творческой деятельности обеспечены, подчас и материально, той самой властью. И что пафос - это их работа.

«Только помни, ты будешь один,
И на самом краю,
Только помни, что правда всегда победит,
Даже если погибнет в бою,
Береги каждый день, пока ты живой,
И пока твой ангел с тобой,
Пой!..»
Tags: вдруг кому надо, всерьез, масскульт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments