Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Categories:

Дмитрий Хворостовский

То, что это наша большая общая утрата, не вызывает, кажется, сомнения ни у кого. Тот редкий случай, когда СМИ бегут вослед медийной фигуры, а не сами создают информационный повод. Другими словами, выключи из этой ситуации СМИ - ничего не изменилось бы. Скорбь искренняя, настоящая, она реальна.

При этом совершенно удивительная вещь: Хворостовский никогда не был членом наших семей, как, например, Бузова или Киркоров, которые с нами завтракают и пьют вечерний чай, если мы имели неосторожность включить телевизор, и мнение которых мы знаем, кажется, по любому вопросу: от Крыма до игры нашей футбольной сборной. Нет, Хворостовский был совершенно самостоятельным человеком, жившим своей независимой личной жизнью, которая с нашей личной жизнью никак не пересекалась.

Более того, признаемся, что среди нас мало любителей оперного пения, и почти совсем нет таких, кто мог бы объективно оценить талант Хворостовского. Мы мало его слушали. Концерты ко Дню милиции и "Субботний вечер на Первом" не изменятся с его уходом.

Пойдемте еще дальше: почти никто из нас не слышал Хворостовского живьем. А ведь все записи целы, сегодня можно включить их на ютьюбе так же, как и вчера. Для всех, за исключением единиц, доступ к творчеству певца не изменился.

Еще одна особенность: Хворостовский не был автором в привычном нам смысле этого слова. Когда умирает писатель, мы жалеем, что он не напишет новых книг, когда уходит композитор - не будет новой музыки, смерть поэта означает конец написания новых, нерожденных до сих пор стихов. Безусловно, Хворостовский как исполнитель экстра-класса вносил нечто личное и авторское в исполнение классических партий, неоднократно исполненных до него, но опять же мало кто их нас может вполне оценить это. Не будет новых альбомов Хворостовского, но их не было и при его жизни.

Выходит, не из чего не следует, что Хворостовский много значил для большинства из нас при жизни. Во всяком случае, спрогнозировать такую волну искренних чувств, связанных с его уходом, было затруднительно.

Но - позвольте мне судить по себе - это действительно ощутимая утрата. И я верю в искренность чувств тех, кто о них говорит, и тех, кто о них молчит. И как тогда понять, ЧТО мы потеряли? Откуда эта дыра в мироустройстве?

Мне кажется, дело в том, что Хворостовский представлял собой воплощение абсолютной красоты. Он был чрезвычайно красив внешне, причем, хорошел с годами. Он занимался музыкальным направлением, для которого критерий красоты складывается не просто из гармонии, а из гармонии с прекрасным. Он был тем элементом мироздания, который напоминал нам о том, что незамутненная красота существует. И нам даже не обязательно нужно было видеть эту красоту, слышать ее. Нам достаточно было знать, что она существует. Существует в лице Хворостовского. Он даже мог бы перестать петь, но нам нужно было, чтобы он жил.

Это, простите мне столь смелое сравнение, сродни религиозному чувству: верующему не нужно видеть Бога каждый день, главное знать и не сомневаться, что Бог жив. И за такую веру люди часто готовы жертвовать всем и отдавать жизни.

И вот теперь мы узнали, что этой красоты больше нет. И это не мир изменился, ведь это было бы не так страшно, мир можно изменить обратно. Изменилось ощущение мира. Произошло изменение, не связанное с материей. Случилось духовное преображение, а это событие гораздо большей значимости. Это понимают все, кто хмурится, выхватывая на задворках забитого рутиной сознания отблеск короткого и бессмысленного воспоминания о случившейся трагедии.

И еще одно. Хворостовский не только общался с журналистами (хотя и не избегал их), кроме этого он совершал поступки. Не очень значимые, с точки зрения СМИ, не скандальные, не интересные. Например, концерт в родном Красноярске незадолго до смерти. Например, продвижение лучших образцов русского искусства в мире. Например, жесты, демонстрирующие непреходящую связь с Родиной вне зависимости от того, где он сейчас живет и работает. И мы, не особо увлеченные Хворостовским и оперой, все это краем глаза видели. И это тоже было красиво. И не зная его лично, мы подсознательно верили, что это не просто внешне красивый мужчина, а мужчина, красивый еще и внутренне.

А человек органически стремится к красоте. И теперь этой красоты стало меньше. Вот от чего сжимается сердце.
Tags: всерьез
Subscribe

  • Песни Иронима Поэзова

    Постоянно пишется всякая ахинея, которую и петь-то грех. Сегодня с утра опять отстрелило такое: Мы разные, мы разные, мы разные, Мы молоды, а значит…

  • Титры - Там Где Мы Есть (текущая ситуация)

    Любопытная история происходит с новым альбомом Студийного проекта ТИТРЫ. После того, как работа была, казалось бы, полностью закончена, по некоторым…

  • Студийный проект ТИТРЫ - Там Где Мы Есть (2021)

    Альбом полностью сведен. Остался мастеринг и оформление. Готовится сайт проекта, дизайн обложки. Осталось немного. Студийный проект ТИТРЫ Там Где…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments