Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Category:

ЧИЖ 02.06.2017 в Yotaspace

Сергея Чигракова с его хитами и группой я видел последний раз лет 10 назад в той же Йоте. Концерт был хороший. Песни были по большей части все те же, так как с 1999 года материал группы практически не обновлялся (в этот раз, правда, спели "Дурачка" "Гражданской обороны"). Звучание коллектива на последнем концерте сдабривали своими девичьими голосами две бэк-вокалистки (хорошие), Даша и Марина, которых Чиграков отчего-то не представил по фамилиям, в отличие от всех остальных музыкантов. То ли сексизм, то ли мало еще проработали, то ли они обе Чиграковы, не знаю. (Ё! Написал эту строчку, полез в интернет... Даша - это реально дочь Чижа была, вон оно чо! Прикол...)

Короче, два практически одинаковых концерта. Но первый вполне понравился, а второй оставил чувство какой-то дисгармонии. Почему? Первое, что приходит на ум, - сам постарел, остарпёрился. На это у меня есть контраргумент: за последние пару лет я побывал на концертах очень разных коллективов, в том числе Postmodern Jukebox, Сплин, Пятниzzа, Depeche Mode, Валерий Сюткин, Aerosmith, Калинов Мост, Браво, Ирина Богушевская (с разными программами), не говоря уже о концертах своих друзей и знакомых. В планах снова Сплин (29.06) и, возможно, Рондо в эту субботу. Ни про один из упомянутых концертов я не могу сказать, что он мне не понравился. Что-то было лучше, что-то хуже, но ни один меня не разочаровал.

Что было не так с Чижом?

Тотальная дисгармония репертуара с находящимися на сцене. Почти каждая песня вызывала вопрос: ты зачем ее сейчас спел?

Чиж оказался с одной стороны очень сиюминутно социален (тема чеченской войны - то, о чем не стоит говорить вскользь, романтизация махновцев, критика "тогдашней" власти, хотя и переносимая, в некоторой части, на сегодняшнюю), с другой - очень подростково нигилистичен ("руссо матросо", "я так решил еще с утра - сегодня точно напьюсь", "денег нет - ну и хрен с ним, я к этому давно привык", "сенсимилья в моей голове", и из песни в песню - "пиво и хлеб"). Странно слышать от человека глубоко за пятьдесят весело пропеваемые строки: "а молодого командира/несли с пробитой головой/... а жить так хочется, ребята,/и вылезать уж мочи нет... в углу заплачет мать старушка,/смахнет слезу старик отец,/и молодая не узнает...". "Какой у парня был конец" - да, в молодости поешь все это ради вот этой последней фразы, которая в пубертатном периоде вызывает острое желание поржать. Но во второй половине жизни, когда у тебя самого дети и социальные обязательства, в этой песне, пускай в чем-то неуклюжей, на первый план обычно проступают другие смыслы.

Хорошо прозвучали песни, случайно выпавшие из описанной парадигмы: "Урал Байкер Блюз" (практически, пародия на самого себя), "Еду, еду, еду" (но только будучи воспринятая как философская притча о жизни, а не буквально о скитаниях музыканта), "Трофейный Житан" (опять же, как притча о жизни в целом), тот же "Дурачок". Ужасно не хватало глубины, самоиронии и какой-то житейской мудрости. Вместо возрастных достоинств выдержанного вина - ёрничество и тинейджерское фрондирование. А из-за этого вдруг стали вылезать наружу вещи, на которые не обратишь внимание при другом раскладе: а звук-то неважный, а играют-то так себе, а музыкально-то материал бедненький, а залу-то попеть не дали, а экраны-то по бокам от сцены так и не включили, а публика-то пьяная, а футболки-то мятые, а Чиграков-то седой совсем...

А дальше - хуже. Начинаешь сдуру анализировать тексты (чего делать категорически нельзя), и понимаешь, что они вопиюще сыры - все в угоду рифме. В том же "Урал Байкер Блюзе": в начале песни четко говорится, что герой идет по пыли, из которой появляются колеса, "пожирающие мили". То есть явно речь идет о душном засушливом лете. И вдруг дальше: "Ты сказала, что тебя зовут Валентина, что ты поставила недавно шипованные шины...". О, думаешь ты, а героиня-то дура: на лето поставила на свой байк шипы... И герой Чижа видно недалек, раз "кааак прыгнул в коляску" к этой сумасшедшей. И точно: продолжаешь вслушиваться в эту же строку и обнаруживаешь, что в ее середине обращение с "ты" меняется на третье лицо: "...и не смогу ли я спеть что-либо для НЕЁ" вместо прогнозируемого "для тебя".

А потом замечаешь и обилие банальных грамматических ошибок в текстах, не говоря уже о стилистике.

И обаяние хорошей, в общем-то, группы, разваливается на глазах. При том, что песни ее любить не перестаешь, и будешь, как и до того, петь в компаниях...

Чиж упорно не взрослеет. И если в начале борьбы с возрастом это выглядело даже где-то героически, то сейчас больше напоминает потуги усиленно молодящейся интимно озабоченной женщины преклонных лет, на которую не посмотрят мужчины, хотя все еще могут клюнуть подростки из числа тех, кому все равно и просто надо, но эти самые подростки потом вряд ли кому-то расскажут о своем сексуальном приключении и, наверное, постараются его забыть.

Что ж, как зафиксировано в прилагающемся видеофрагменте с концерта, "Вот такая вот музыка, такая, ***, вечная молодость!". В красной рубашке профессор Хачикян, а в клетчатой - ваш покорный слуга (как видно, не старпёр пока).

Tags: видео, всерьез, ниже пояса, никто не хочет работать
Subscribe

  • Чужое

    Уже несколько лет перечитываю, всякий раз с одинаковым эффектом. В принципе, с теми же исходными это можно тут время от времени публиковать. Сделаю…

  • Мама, мама, что я буду делать...

    Интересно, а с музыкой когда-нибудь ситуация улучшится? В плане именно написания? Ну вот эти мои вечные претензии: чтобы мелодия хотя бы, а то,…

  • ***

    Это осени начало: По стеклу стекает дождь. Он идёт, а время встало - Их теперь не проведёшь. Верить в солнышко в зените Может только еретик,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments