Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Categories:

Почему я скептически отношусь к протестам творческой интеллигенции против нынешней власти

Сразу заметим, что "нынешняя власть" взята для примера, годится любая. Опустим также сразу попытку определить творческую интеллигенцию, будем исходить из того, что мы все примерно знаем, о чем речь. Итак,

люди бесталанные, пытающиеся не столько изменить власть (в стране, в городе, в районе и т.д.), сколько занять властное кресло, часто берут себе в соратники по борьбе художников (в широком смысле слова), т.е. ту самую творческую интеллигенцию. Мнения этих двух, казалось бы, очень разных групп в отношении правящей элиты совпадают: она никуда не годится и ее надо гнать в шею. Но есть один нюанс.

По моему глубокому убеждению, художник по общему правилу должен всегда находиться в оппозиции к любой власти, это заложено в его природе, если, конечно, он настоящий художник, или, как они сами любят говорить, свободный художник. Свобода – внутренняя, прежде всего – есть необходимое условие для всякого творчества. Чем больше свободы, тем шире рамки, в которых художник творчески развивается. Это не значит, что совершенно свободный художник обязательно создаст шедевр. Но если он находится в ограничителях, вероятность создания шедевра стремится к нулю.

Обратим внимание и на то, что речь все же идет о внутренней свободе, которая у человека может быть при любом общественном устройстве. Жесткие режимы начала 20 века, 40х-50х годов, вязкое политическое болото 60х-70х не препятствовало гениальным высказываниям советских поэтов, писателей, режиссеров и сценаристов. Более того: часто создавались исключительно радужные полотна, и не потому, что хотелось угодить, а потому, что радужно было у человека на душе от внутренней свободы, и ничто эту радужность не могло омрачить.

Напарники художников в политической борьбе, говоря «свобода», подразумевают всегда ее внешние проявления: свободу есть что и сколько хочешь, свободу купить что и сколько хочешь, свободу зарабатывать чем и сколько хочешь, свободу ездить куда и сколько хочешь… и т.д. Почему я в этом уверен? Потому что за внутреннюю свободу нужно бороться прежде всего с самим с собой, а не с окружающими. Как правило, проявления внешней свободы всегда имеют денежный эквивалент. Внутренняя свобода денежного эквивалента не имеет.

Нужно учитывать и то, что внутренняя и внешняя свободы, конечно, находятся в определенной связи, хотя и не безусловной и может быть даже не для всех. Но объективно такая связь существует. Поэтому часто художники подключаются к борьбе за внешнюю свободу, как к борьбе за более осязаемую цель, имея в виду расширение границ своей внутренней свободы (наиболее показательные проявления пересечений этих свобод – т.н. панк-молебен или прибивание мошонки к брусчатке Красной Площади; запрет на «художественные акции», мотивированный нормами административного и уголовного кодексов, воспринимается акционерами как наступление на внутреннюю свободу; именно потому такие случаи – даже при их духовной пустопорожности – раздуваются остальными борцами с действующей властью).

Есть еще один момент: любая власть (опять же – за исключением божественной) более или менее безнравственна. Власть – это всегда притеснение других, ограничение их прав, пускай и в интересах других таких же членов общества. Но когда этим занимается не бог и даже не божий помазанник (а государства у нас на планете в абсолютном большинстве светские), властьимущий автоматически становится грешником, ходить под началом которого соответственно тоже порочно. Это тоже помогает поставить художников, борцов за свои внутренние свободы, под знамена борцов с действующей властью – то есть за внешние свободы.

Вот и получается, что люди, стремящиеся чужую власть узурпировать, действуя под флагами освобождения и раскрепощения, привлекают на свою сторону художников, которые с одной стороны по определению против власти (причем любой, ну может быть, кроме божественной, и то не всегда), с другой стороны воюющих за другую свободу. Именно поэтому узурпаторы часто наваливаются на культурные (т.е. нематериальные) ценности, особенно, если они ассоциируются с действующей властью (яркие примеры: вынос Ленина из Мавзолея, борьба за снос идеологически неверных памятников и препятствие постановке новых, борьба за переименование улиц и т.д.) – это как-то рифмуется с борьбой за внутреннюю свободу и позволяет склонить художников на свою сторону.

Иногда такая борьба ведет к разрушению общества. Некоторым художникам хватает мудрости вовремя остановиться. Некоторые видят смысл своего существования в опрокидывании власти (иногда даже не осознавая этого, а просто ощущая). Это вещи индивидуальные.

Но сказать хотелось главным образом вот о чем. Ко всем нынешним протестам наших музыкантов, поэтов, художников и других представителей творческой интеллигенции я отношусь как к нормальному, правильному и закономерному явлению (хотя жаль и больно, когда протест против власти мутирует в ненависть к народу и его истории). Они по определению должны протестовать. Причем, против любой власти. Может быть, сейчас не самое время протестовать, а может быть и самое - это только история рассудит. Поэтому каждый раз, когда либералы прибирают к рукам очередного художника, следует помнить, что протест этот не персонифицированный, а биологический. И действуют художники зачастую не сознательно, а интуитивно, видя во власти несправедливость, которая сегодня там всегда (!!!) присутствует. Глупцы те, кто воспринимает такое поведение представителей творческой интеллигенции как демарш и пытается их запретить/наказать/подвергунть общественному порицанию.

Не следует плохо относиться к собаке, если она лает на кошку. По той же причине, кстати, не следует плохо относиться и к кошке. А вот к человеку, который пытается ударить кошку, стоит присмотреться. Как, впрочем, и к человеку, который пытается ударить собаку.
Tags: всерьез, масскульт
Subscribe

  • *

    Вот так живёшь всю пандемию Со страшной смертью тет-а-тет, Но кровь сдаёшь и - мама мия! Да у тебя иммунитет! Как зыбко все на этом свете! Следи…

  • В этот день 14 лет назад

    Неплохой был текст, кстати! Надо его во второй том Баечек.

  • Пищеблок (конец)

    Начав вчера досматривать Пищеблок, я уже так и не смог остановиться. Снято захватывающе, а по мере того, как приближается развязка, и без того…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments