Ироним Поэзов (ironim_poezov) wrote,
Ироним Поэзов
ironim_poezov

Артистка Говорухина

Посмотрел "Артистку" Станислава Говорухина. Впечатление гнетущее. Если коротко - смотреть не нужно. Если более подробно - под катом.

Волею судеб в субботу я посетил три киномагазина, не собиравшись посещать ни одного. С грустью осмотрел новинки и старинки кинорынка, понимая, что на заслуженное серьезное кино у меня нет душевных сил, а на жвачку типа нового Тарантино - настроя.

Тут взгляд упал на зеленый ДВД с фильмом нашего киноклассика. Что ни говори, а Говорухин - это лейбл, и даже плохой фильм, выпущенный под этим лейблом, может быть просмотрен хотя бы для того, чтобы потом сказать: "да видел, видел... фигня!"

Кроме цены (в продаже было только дорогое издание с картонной суперобложкой) диск радовал всем: и составом актеров, и человеческой продолжительностью фильма, и надписью "детям до 12 лет рекомендуется просмотр в присутствии родителей" (т.е. явно не должно быть откровенной похабщины). Фильм (и пресса) обещал рассказать историю артистки, у которой "все не слава богу", а в конце "не было ни гроша да вдруг алтын", то есть отличный хэппи-энд. Это как раз фильм из категории "смотреть с женой в субботу вечером".

Купили, включили. Началось кино. Я настроился на позитив.

Немного расстроило то, что новый широкоэкранный фильм был зачем-то обрезан издателями до формата 3х4, но я убедил себя, что хорошее кино от этого сильно не проиграет.

Актеры играли старательно, местами даже слишком. Некоторые кадры показались мне симпатичными с точки зрения "смысловой картинки", но их было немного. Кое-где в диалогах я подхрюкивал и подхихикивал, что со мной бывает нечасто во время просмотра фильма дома. Однако, смотреть фильм, в котором ничего не происходит, довольно трудно. Жена вскоре заснула и лишь иногда интересовалась сквозь сон, как там у них все. Я вынужден был оставаться ее глазами и ушами до конца.

А развития сюжета все не было и не было. Каждый из персонажей вполне мог бы претендовать на "живого человека", но что-то ни с течением событий, ни с "другими человеками" они как-то не очень корреспондировались.

Самый большой сюжетный вопрос вызывает линия мамы главного мужского персонажа, т.е. потенциальной свекрови героини. Эта мама появляется два раза: один раз она отговаривает сына общаться с героиней, поскольку та кажется ей легкомысленной, а второй раз сама приходит к героине и, ошибочно приняв ее за другую, вываливает ей свою позицию "as is" (можно было бы отметить, что героиня практически никак на выпад мамы не реагирует, но это уже другая история). Дальше проинформированный о хэппи-энде зритель, конечно, ждет "третьего пришествия" или второй, решающей встречи героини со своей "будущей свекровью", где будут сброшены маски, а свекровь раскается в несправедливом отношении к любимой своего сына. Это было бы и комично, и вполне соответствовало жанру мелодрамы. Но, - нет! - они не встречаются больше вообще! Они даже не говорят по телефону. Даже не обмениваются и-мэйлами. Даже не делают недвусмысленных жестов в отношении друг друга. Если бы не реплика одной из героинь, что герой собирается бежать из-под домашнего ареста, стоило бы подумать, что мамуля, видимо, отдала богу душу, так и не сумев уберечь сына от половой жизни.

Описанное выше, безусловно, самое большое удивление в фильме. Но поверьте мне на слово: взаимоотношения других героев не менее удивительны и пробельны. Можно было бы сказать, что это фильм об одном человеке, Артистке, что, строго говоря, и явствует из названия. Но и ее взаимоотношения с другими героями достаточно блеклы и эпизодичны, а о ее прошлом нам не известно вообще почти ничего.

В самом конце, когда неожиданно открылись все дороги (театр, кино, семья), героиня встает перед сложным, почти неразрешимым выбором: остаться в профессии или реализоваться в личной жизни. Как вы думаете, что она выбрала? Никогда не угадаете: и то, и то. Финальные кадры: она в гримерке готовится к роли Гертруды и отвечает по телефону находящемуся за границей "как бы мужу", с которым не смогла уехать в Испанию по причине высокой профессиональной занятости; "как бы муж" ошибся с авиабилетами и не сможет быть на премьере.

Впрочем, есть вещи, которые вполне сводят этот хэппи-энд на нет. Судите сами:

1. Муж, все-таки, "как бы". Что стоит за этим непонятно. То ли это такая шутливая речевая вольность героини (герои вообще по ходу фильма много шутят), то ли они все же не расписались и живут во грехе.
2. На премьеру "как бы муж" не попадает, что само по себе плохо. Но более циничный зритель вполне может усмотреть в этом знак, что чувства-то "как бы мужа" остыли и он, в лучшем случае, снова отдался работе. Такой оборот объяснил бы, почему нет никаких встреч героини с "как бы свекровью".
3. Режиссером сериала (даже не кино!), в который взяли героиню, показан Федор Бондарчук мл. в роли фактически самого себя. Что дает представление о кинопродукции, в которой предстоит появиться нашей Артистке. Нет, я не против Бондарчука, это часто коммерчески успешное кино, но что там "ловить" хорошей театральной артистке просто непонятно. Чего она туда рвалась? За деньгами? За славой? Едва ли героиня действительно искала такие деньги и такую славу...
4. Наконец, театр. Ну, театр. Да. Гертруда (уже не Офелия). Но это одна роль. Что потом? Уже не девочка. Уже не героиня многих спектаклей, пьес. А кто? Вопрос остается неутешительно открытым...

В общем-то и хеппи-энд выходит какой-то небезусловный. Но и на "открытый финал" предложенная режиссером история тоже не тянет... Короче, финальные титры для меня это во многом оказались неожиданностью.

И еще один момент, который убил меня окончательно. Фильм действительно без брани, без "сисек/писек" и смакования проблем сексуальной реализации. Вообще, удивительно, как удалось снять фильм про театр, не раскрыв тему гомосексуализма и разврата на рабочем месте. Но вот удалось как-то. Средне, правда, но удалось. Действительно, "детям до 12 лет..." И вот после осознания этого умильного, в общем-то, факта я включаю дополнительные материалы, репортаж со съемок фильма, и почти сразу господин Говорухин говорит громко: "Уберите эту херню!". А господин Абдулов, наклонившись в объектив камеры, поясняет: "Когда наше режиссер говорит "уберите херню", значит нужно сделать свет поменьше. Так у нас принято изъясняться..." (цитирую по памяти, но за смысл и настроение реплик ручаюсь).

Нет, я все понимаю, творческий процесс, и т.д., и "принцесы тоже какают", но фильм о съемках, о съемках именно этого фильма, который сам Говорухин назвал фильмом "о Любви и о Женщине", так вот фильм о съемках именно этого фильма без сомнительных выражений ничуть бы не потерял. А в такой редакции, как мне кажется, весь ДВД стал хуже. Даже видеопираты в 80-х годах прошлого века понимали, что нельзя после "Обыкновенного фашизма" Ромма дописывать "Большую прогулку" с Луи Де Фюнесом, хотя бы все это про одну войну, а время, оставшееся после концерта "Металлики" заполнять отечественными видеоклипами... А вот нынешние профи таких простых истин не понимают.

И эти люди учат нас не ковырять в носу?

Помните, у Жванецкого: "не выходит пока у нас фраза "Мне в Париж по делу срочно..." А и верно, не выходит. И жаль.
Tags: кино-вино-и-домино, масскульт
Subscribe

  • Спящий и бдящий

  • Титры 2021

    Третий номерной альбом Студийного проекта "ТИТРЫ" под названием "Там, Где Мы Есть" на финишной прямой, во что не верил и не верит…

  • Не жизнь, а песня!

    Вчера моя биография пополнилась новым фактом, который наиболее прилежные ученики при зазубривании ключевых дат отечественной истории будут выделять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments